|
Ведение
электронного журнала обеспечивает оказание услуг в электронном виде. В соответствие
с законом РФ №210-ФЗ от 27.07.2010 и распоряжениями Правительства РФ №1993-р
от 19.12.2009 и № 1506-р от 7.09.2010 производится перевод услуг в электронный
вид, который должен полностью завершиться к 01.01.2014.
Услуга
по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведения
электронного дневника и электронного журнала успеваемости осуществляется
образовательными учреждениями при участии органов исполнительной власти
субъекта РФ.
Реализация указанной услуги должна обеспечивать доступ родителей или законных
представителей обучающегося к актуальным и достоверным сведениям о результатах успеваемости учащихся, промежуточной и итоговой аттестации, посещаемости уроков, расписании.
Таким
образом, ведение электронного журнала является обязанностью образовательного
учреждения, а электронный дневник обучающегося представляет собой услугу в
электронном виде, которая предоставляется образовательным учреждением при
участии муниципальных органов управления образованием.
Сущность
ведения электронного журнала заключается в своевременном внесении сотрудниками
образовательного учреждения актуальных и достоверных сведений о различных
аспектах учебного процесса, включая в том числе, текущую, промежуточную и
итоговую успеваемость, посещаемость, расписание, содержании материалов уроков
и домашних заданий.
Введение электронного журнала
обеспечивает выполнение требований ФГОС к информационно-образовательной среде ОУ,
а именно:
- фиксацию
хода образовательного процесса;
- фиксацию
результатов освоения основной образовательной программы;
- возможность
использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения
задач управления образовательной деятельностью.
Электронный
журнал уже сегодня может стать для школы не только веб-сервисом информирования
родителей об успеваемости ребенка, но и инструментом управления качеством
образования. Поэтому, приступая к выбору конкретного поставщика услуги
«Электронный журнал/дневник», образовательному учреждению необходимо, прежде
всего, определиться с целями и задачами применения этого инструмента в
жизнедеятельности школы».
Программные разработки электронных
дневников появились давно. Это были SMS-дневники, оповещающие родителей о
ежедневных достижениях детей, и локальные клиент-серверные системы. Так
как на сегодняшний день существует
достаточно большое количество различных компаний предлагающих ведение
электронного журнала и дневника, а также другие функциональные возможности, то
перед выбором системы мы подробно их изучили. При ознакомлении с Нетшколой
оказалось, что эти услуги довольно таки дорогие. Приходится оплачивать и
саму регистрацию и ежегодное обновление
программы. И мы отказались от программы Нетшкола. Опыт внедрения системы
Баллов.нет уже был, сравнив её возможности и возможности Дневник.ру, мы решили
выбрать второе и не ошиблись. У каждой системы есть свои плюсы и минусы, здесь
же мне хотелось остановиться на основных возможностях и решениях для
образовательного процесса, предлагаемые системой Дневник. ру, в которой мы
работаем с 2012-2013 учебного года.
Конечно, прежде чем внедрять
нововведения в образовательный процесс школы, необходимо было выявить
заинтересованность в данном вопросе среди основных заказчиков образовательных
услуг – родительской общественности. С это целью был проведен опрос среди
родителей начального, среднего и старшего звена. Анализ результатов показал, что в большинстве
своем родители заинтересованы в оперативном получении информации с
использованием сети Интернет и готовы принимать активное участие в жизни образовательного
учреждения. Именно поэтому многие родители оказали очень большую помощь в
подключении школы к Дневник.ру.
Цель: создать условия,
позволяющие повысить открытость системы образования, оперативность обмена
информацией между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи:
·
использование электронных форматов обратной
связи – дневник, журнал; дневник «домашних заданий»; сбор, хранение и анализ
статистических материалов;
·
организация доступа родителей и классных
руководителей к текущей и итоговой информации о посещаемости, процессе и
результатах обучения, возможность персонального и анонимного консультирования в
проблемных ситуациях;
·
создание универсальной среды, позволяющей
обеспечить полноценный образовательный процесс для детей, находящихся на
домашнем обучении;
·
участие социума в решении глобальных вопросов
функционирования школы, размещение рабочей информации о деятельности школы,
контроль качества образовательного процесса;
·
развитие партнерства всех участников
образовательного процесса за счет использования специальных функций
«Учительская», «Родительская»;
·
построение пространства творческой
самореализации (персональные страницы, обмен файлами, сетевые проекты –
энциклопедия, портфолио, конкурсы, олимпиады). Несмотря
на активное внедрение ЭЖ споры о том, насколько это удачная и своевременная
идея, не утихают по сей день. Да, были, есть и остаются учащиеся, которые
игнорируют дневник в любом его виде, есть такие и у нас в школе, и тем не
менее, я считаю, что нужно ориентироваться на те положительные сдвиги, которые
произошли с большинством детей, повысившим свой образовательный уровень и
заинтересованность в своих результатах. Проблемой остается для учителей ведение
двух журналов сразу. И хотя уже есть опыт 100%-го перехода на электронные
журналы во многих регионах России, в том числе и в Свердловской области, в
нашей школе традиционные журналы и дневники пока не теряют своей актуальности. Проблема
«двойной работы» учителя сегодня первый и главный, но не единственный камень
преткновения, когда речь заходит о полном переходе на электронный
документооборот. Если для детей он-лайн среда является привычной и комфортной,
то учителя зачастую теряются, когда использование компьютера становится
необходимостью.
Исследование,
проведенное Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования (МАМСО)
в 2012 году, показало интересные результаты:
•
76% респондентов убеждены, что современный учитель должен использовать Интернет
в своей профессии. При этом более 55% опрошенных вполне устраивает достигнутый
ими уровень виртуальной грамотности;
•
94% школьных наставников подтвердили наличие у них домашнего компьютера и
доступа в Интернет,
•
Около 60% педагогов пользуются Сетью в узкопрофессиональных целях – «для
знакомства с новыми научными и методическими разработками по своему предмету».
Получается,
что учитель, который не умеет пользоваться благами интернет-технологий,
попросту неграмотен – именно эта проблема зачастую мешает комфортному переходу
школ на электронную отчётность. В своем интервью журналу Forbes основатель и
генеральный директор ресурса Дневник.ру Гавриил Леви из собственного опыта
отметил, что основные барьеры на пути к современному интерактивному образованию
– это «неподготовленность – прежде всего моральная – к использованию чего-то
нового и нормативная подготовка, которой иногда не бывает, и в итоге
получается, что бумажные форматы еще не отменили, а электронные уже хотят
внедрять. В остальном проблем никаких нет, только успешные кейсы».
|